логотип

Колыбельные песни от Дианы Шнуровой

Запись занятия по zoom в рамках всероссийского вокального марафона “Одиссея голоса”.
3-я часть “Затерянные миры колыбельных”. Практики развивающего ухода за ребенком в контексте его взросления.

Состоялась очень радушная встреча в Даниловской слободе в храме Воскресения Словущего, помогал рассказывать о народной культуре Пестования иерей Сергей Звонарев.

Мы учили с народом колыбельные песни, погружались в смыслы и подтексты на первый взгляд простых песен.

Оказывается этими песнями человек вочеловечивал свое дитя, социализировал, работал со здоровьем дитяти,  намаливал добрую судьбу ребенку, обучал нравственности и, конечно, усыплял малыша.

Вот что такое старинные колыбельные песни.

Пригласить меня с обучением можно связавшись со мной в телеграм или ватсап +7 910 002 33 17

Отрывок из спектакля по мотивам русских колыбельных "Сны наяву"

Спектакль по мотивам колыбельных песен.
Заказать спектакль можно по телефону +7 910 002 33 17

Как я байкала -хожу, никому и не скажу как я байкала- качала, божьей милости начало, как от тяжких скорбей, да от горьких вестей

Записи в ЭтноМире

Статья "Творите колыбельной реальность" для журнала Тёплый дом

“А в неделеньку поранёшенько,
Висит люлечка золотёшенька.
А у этой люлечки Мать Пречистая,
Она люлечку поколыхает,
А у дитятоньки всё попытает:
– А ты скажи, Дитя,
Кто твоя мамонька?
Та скажи, дитя,
Кто твоя родная?”

Девочка с пелёнушек помнила свои колыбельные, вот и поёт кукле: «Баюшки – баю, куколку мою качаю, качаю, улелюкиваю».
А нянюшки колыбельных и сказок знали не счесть! Под любое настроение малыша. Колыбельной учили уму – разуму, лечили и благословляли. Колыбельную передавали в наследство. Были такие колы- бельные, которыми и болезнь и смерть отогнать от дитя умели! Да кто теперь об этом помнит? В глазах Пречистой Матери вопрос: «Кто ж твоя маменька?»

И захотелось мне узнать про тех женщин, которые пели чудесные колыбельные. Увидела я и беспо- мощность современных матерей, которые выражают свою нежность только через физический уход за малышом. Без поэзии в отношениях «мать и дитя» скоро накопится усталость и раздражение. А ребёнок отражает состояние матери, вот и детские неврозы, и хроническая усталость родительская. Этнография детства – это песни, игры, пестушки, колыбельные. Стала собирать материалы: вот так и вышли в свет два моих диска «Колыбельная в наследство» и спектакль по мотивам колыбельных «Сны наяву». Как я раньше, когда пела в опере, не замечала такой поэтической ниши? И вас я приглашаю в это увлекатель- ное путешествие!

Современная массово-медийная культура предлагает нам развлекательные форматы, которые разрушают психику. Есть такие ритмы в современной музыке, которые могут вызвать состояние близкое к наркотическому опьянению. Их последствия: нарушение деятельности центральной нервной системы, ухудшение памяти, глухота, почечные заболевания. Мало кто знает, что работа почек связана напрямую со слухом! Давайте беречь себя и детей от встреч с такой музыкой.

Для меня островком отдохновения и естественной тишины в музыке стала Колыбельная, духовная музыка, лирическая протяжная русская песня. Я собираю колыбельные. Хорошо спетая колыбельная – это маленькое чудо. Архаические образы старинных колыбельных пробуждают генетическую память. Они воздействуют столь сильно за столь короткое время, что трогают самое равнодушное сердце! Эти моменты «слабости» мне очень дороги – слетают «маски» и «панцири», в человеке снова пробуждается светлый ребенок. Колыбельная – это процесс преображения! Я обучаю этим песням всех желающих, они настраивают душу, как камертоны на добро, они останавливают бешеный поток мыслей, резонируют с сердцем. Недаром неповторимые ритмоформулы и мелодии колыбельных имеют трансовую природу, корни их уходят к тем, чьё мироощущение было в тесной связи с природой. Приемный ребенок испы- тывает дефицит материнской любви, а это есть ранняя и самая разрушительная депривация ребенка в удовлетворении его базовой потребности в любви, защищенности, поддержке со стороны, прежде всего, матери-родительницы, давшей ему жизнь, но не сумевшей по тем или иным причинам дать ему свою любовь» – пишет Б. Драпкин. Колыбельная может немного восполнить эту потребность. Красота, любовь, покой, духовность – краеугольные камни в здоровье и качестве жизни любого ребенка. Нам важно использовать колыбельную для сонастройки на ребенка, нам важно запечатлеть его в своей системе координат своего рода. Колыбельные – это программы на будущую благополучную жизнь ребенка, все тексты имеют прогностическую функции, т.е. влияют на будущие события жизни. В молитвах мы выражаем надежду, исполняя колыбельную, мы также влияем да действительность.

 

В замещающих семьях функции родных родителей исполняете вы. Значит, с вас и спросится. Вы теперь мать этого дитя. Поэтому я буду обращаться к вам, как к матерям. С моей точки зрения, использование огромных возможностей матери в процессе ее взаимодействия с ребенком, является наиболее перспективным в лечении и помощи детям. Связано «это с психоэмоциональной общно- стью матери и ребенка, основополагающим значении родительской, и в первую очередь материн- ской любви и установочной роли материнского голоса и речи в здоровье, счастье, радости и жиз- ненной успешности ребенка» – писал Б. Драпкин.

Колыбельная помогает эмоциональному контакту матери и ребенка в любом возрасте. Тем более, что в момент усыновления ребенок проявит возрастные особенности того периода, в котором он был изъят из семьи. Наверняка, периоды младенчества и внутриутробного развития были прожиты ребенком в стрессе. Его надо добаюкать, донянчить, долюбить, донежить.

Тут очень важно состояние и намерение – мысленный идеальный образ, который мать имеет в подтексте колыбельной. Когда поете о колыбели, качании, то вы прогностически закладываете программу роста, причем в это понятие входит не только рост физический, но и будущее благосостояние и духовное развитие. Щедро используйте темы одаривания: например, если поете об одаривании рубахой с пояском – это установки на взросление, на утверждение его крепости; валенки, сапожки, башмачок – к устранению проблем, связанных с опорно-двигательным аппаратом. Обязательно пользуйтесь императивной формой глаголов: будешь носить – будешь ходить; засыпай – подрастай; будешь бегать и ходить – маму с папенькой кормить. Призывайте Силы Небесные: «Богородица Мать, уложи младенца спать; Спи, моё дитя, Богородица у тя; Баю – бай, Бог здоровья сыну дай».

Охранные колыбельные самые важные: есть и охранные архетипичные успокоители: Угомон, Сон да Дрема, кот, гули, волчок. Они приходят из мира нашего, мира невидимого и видимого, мира сложного и конфликтного. Мы работаем с состояниями ребёнка, называя их и вызывая тем самым на пространственно-временную границу. Мы должны дать названия тем негативным состояниям, которым подвер- жен ребенок в младенчестве, особенно до 3-х лет и в переходном подростковом возрасте. Колыбельная исполняется в переходном психо-физическом состоянии ребенка между активностью и покоем, бодрствованием и сном на временном суточном переходе между вечером и ночью, в канун сна. Почти каж- дый текст ситуации убаюкивания не оставляет младенца (ребенка) одного! Присутствие кого-либо мы обозначаем словами: «мой», «наш». Мы призываем в наше пространство, в одних случаях, божественных персонажей или «неопасные» мифологические; в других реальных: «Мамушки, нянюшки//Качайте дитя», усыпителей животных (часто с «божественной» аллюзией, например, голубей). Можно в песне обозначить каждого члена семьи, но в жанре колыбельной семья не столько описывается, сколько «со- бирается». В ситуациях «одаривания» можно «собрать» всю семью: «Отцу-сапожки, Мамочке-сережки»,

«Бог тебя любит, Всякий приголубит». На песни – «сердца бормоток» нужно душевно настраиваться, мыслеобразами-благословениями заполнять самые простые строчки снотворческого жанра. Эта колыбельная мне чем – то напоминает закличку: «Прилети, птичка с леску, принеси тебе сонку, со всего темна леску, на всю темну ноченьку, тебе светлый денек. Уж ты спи-ка камешком, встанешь лёгким пёрышком». Как прочитать программу этой колыбельной через ее архетипичные образы? Птичка – божья душа, первовестник, хранитель души; лесок – другое пространство, темный, таинственный, сокрытый от нас мир; темной ноченьке противопоставлен светлый денёк, а камушку – перышко, что сближает эту колыбельную и с заговором. Колыбельная – это преображение действительности. От темного и тяжелого к светлому и легкому. Каждый элемент колыбельной ее структуры многофункционален. Для ребенка важна семья, надежные предсказуемые родители. Отец в традиционной культуре-кормилец, распорядитель судьбы детей. Но в жизни бывает по-другому. Есть любопытный текст старинной колыбельной, в которой правится негативная ситуация «антитрадиции»: «Баю-баюшки-побай!//У тя матушка ленива, да,//У тя батюшка сонливой!//Мать не ткёт, не прядет.//Отец не пашет, не орет(рыть)//. Но традиционное сознание оказывается сильнее индивидуального, после мотивов «одаривания» звучит благополучный мотив «…Позавидует народ://Чей такой-от сын идёт// Чьего роду, чьей природы,/Чьего матери, отца//Како хорошее дитя!//» А про девушку скажут: « Будет девка хороша – Чудо золото душа!» Мы ясно видим, что колыбельная воздействует на действительность, должен быть достигнут благополучный баланс между прошлым и настоящим. Детей на Руси качали и величали, существовали даже специальные величальные песни ребенку. Я их пою детям, в какой неописуемый восторг они приходят!

Здесь важна психическая энергия, которая имеет отношение к вселенской биологической любви, оди- наковой для животных и человека, которая также выражается через архетипы колыбельной.

«Есть садочек у меня, в нём цветочек краше дня, тот цветочек аленький, спи, сыночек маленький» – напевала мать, любуясь на своё дитя. «У Иванушки кудри русые, что солнца свет./ У Иванушки глаза лазоревы, что в поле цвет/» – прекрасен ребёнок, светел.

«Баю, баю, баюшки,/ Расти, Иванушка./ Стань же, Иванушка, добрым молодцем!/» – и рос мальчик не по дням, а по часам. Да, такой колыбельной мать со своим молоком силу богатырскую передавала сыну. Колыбельная – это инициация, посвящение в человека, передача родовой силы. Вочеловечивание – часть родинного обряда, через установки – архетипы человек подключался к Роду. Младенцы во чреве матери, совершенно лишенные возможности общения, при так называемой «немой беременности», стремятся покинуть лоно раньше времени или имеют невротическую симптоматику. Дети, которых не желали, испытывали страдания в утробе, после рождения им приходится выживать любой ценой, при-

спосабливаясь к жестокости и равнодушию родителей.

Исполнителем колыбельной была не только нянюшка и мама, но и братья, сестры и даже отец. Ко- лыбельные передавали по наследству, их знали такое количество, что в зависимости от самочувствия и поведения ребенка плелись колыбельные спевы, подобно кружеву.

В наши дни Колыбельная может стать панацеей от многих бед, например, бесплодия. Причина этого заболевания кроется не только в наличии хронических инфекций и неблагоприятной экологической среде, но и в отрыве от наших традиционных ценностей. Образ мыслей, стиль жизни порождают многопопечительное, суетливо- потребительское и поверхностное отношение к жизни и друг другу. Раньше о родах не говорили – «ребёнок родится», а говорили (пропевали) – «найдётся», «поймается», «добудется». То есть необходимо искать ребенка, идти за ним туда – в иной, чужой мир, полный тайн. Образы – архетипы серый волчок, котик, гули, Сон да Дрема, Угомон – своеобразные проводники на этой пространственно-временной границе.

Питательной средой для развития зародыша являются собственные чувства и мысли матери, все её искажения и восприятия автоматически становятся и его искажениями восприятиями. Чем больше родители общаются с ребенком, тем интенсивнее идет его физическое и психическое развитие, тем меньшее количество деформирущих воздействий он получит. Физическое тело, организм растет под влияние уже имеющихся энергоинформационных компонентов, а не наоборот. Значит и период, предшествующий зачатию, играет колоссальную роль в развитии плода, в том, какая именно из возможных программ развития будет активизирована. В одной старинной притче говорится о том, что в каждом из нас живут два волка: белый и черный. Белый несет радость, мир, любовь, сострадание и веру; черный – зависть, печаль, уныние, гнев, ложь, гордыню, эго. Они всю жизнь борются внутри нас. Нужно правильно на- кормить их. Если накормить только белого, то черный будет голодать, он станет неконтролируемым, он всегда будет сражаться с белым волком. Но когда ты признаешь в себе и черного волка, он будет счаст- лив, и все мы побеждаем. Потому что у черного волка есть и нужные белому волку качества: упорство, мужество, бесстрашие, воля и стратегическое мышление. Зато белый волк умеет сострадать, заботиться. И черное и белое – это голоса нашей глубинной памяти, это и есть наша жизнь. В колыбельных мы слышим темы-мотивы «призыва» и «изгнания», «запугивания» и «успокоения», «жизни» и «смерти».

Колыбельные оберегали и были первыми молитвами. Через колыбельные благословляли на добрую жизнь и здоровье, обучали нравственности и жизни в социуме. Вслушайтесь в слова старинных колыбельных. Их произносили с особой интонацией и в определённом настрое. Мыслеобразы, понятные ребёнку, ретранслировались в его подсознание в переходных состояниях между бодрствованием и сном.

Они записывались как коды спокойствия в самые потаённые уголки сознания. И однажды, вновь услышанные интонации, сразу возвращали человека в состояние умиротворенности. Поэтому важно пере- дать колыбельную ребёнку в наследство.

Я давно собираю старинные колыбельные, обладающие особым воздействием на реальность и по- ведение человека. Утаивать такие песенные народные сокровища под спудом грех, поэтому и стала за- писывать диски, чтобы каждый мог выбрать песню по душе и передать её в наследство детям и внукам.

Колыбельная помогает эмоциональному контакту матери и ребенка.

В 1990-х годах американские исследователи пришли к выводу, что мозг человека с момента рождения способен к восприятию музыки и она является своего рода предъязыком. Ребенок не приходит в этот мир фонетически наивным и Колыбельная является своеобразной «языковой инъекцией». Основная миссия Колыбельной – снотворческая. Усыпляющая музыка воздействует на группу нейронов головного мозга, являющуюся центром всех наших ощущений. В связи со всем этим особенно любопытным становится следующее открытие, сделанное в ходе исследований сна: если во время фазы быстрого сна включить музыку, то «запустим» ее прямо в сон. Музыка, таким образом, не превратится в некий сим- вол, а просто и без помех войдет в ткань сна. Поэтому при записи дисков «Колыбельная в наследство» я использовала богатый опыт западных коллег – звукотерапевтов. Птичьи трели, звуки ветра, треск огня в камине и урчание кота, звуки колокольчиков и звонниц – всё это создаёт неповторимую атмосферу фона. Эти звуки, как сказано было выше, удивительным образом вплетаются в канву сна. Быть может поэтому сами родители используют эти записи как релакс-программу, необходимую для восстановления сил после разрешения конфликтов с детьми. Колыбельные пели не только женщины, но и мужчины, поэтому не нужно стесняться в проявлении нежных чувств, тем более, что приёмным детях хочется для вас стать родными. Проявите свою нежность через песни, это так естественно!

Мои диски с колыбельными можно в электронном варианте заказать по контактам на странице.

Важно, чтобы вы послушали их, выучили и начали петь сами от всего сердца ребенку. Не надо стесняться своего голоса, это все от лукавого. Вы увидите каким мощным инструментом является колыбельная, как начнет меняться характер ребенка в лучшую сторону. Важна ваша осознанность, пойте осознанно, вкладывая образы пожеланий, благословений в произносимые слова. Когда поете про Буку, прогоняйте болезнь и любые черты «иномирия» в ребенке, его враждебность. Через архетипы русских колыбельных, сказок мы поможем ребенку разобраться в базовых сущностных категориях: таких как добро и зло, а значит помочь ему стать Человеком! Творите колыбельной реальность!

Полный номер по ссылке
https://ca.edu.yar.ru/novosti/2019/td_n2_2019_itogoviy_variant.pdf

Научные публикации

Рекомендации

Рекомендую книгу Елены Киселёвой “Родины. Крестины. Пестование”. Книга о том, как опыт поколений помогает современной семье прожить беременность, роды и первый год жизни малыша. 
https://roditeli-romantiki.ru/

обратная связь